ИСТОРИЯ РЭП-МУЗЫКИ
Рэп зародился в афроамериканской и латиноамериканской
среде Бронкса, района Нью-Йорка, в первой половине 1970-х гг. В то
время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи
(называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной
тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению
музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си»
были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» - то есть
сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других
значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание
аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами (необходимо
отметить, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана ещё
на рубеже 1960—1970-х гг. благодаря зародившейся технике даба).
Популярность музыки на этих вечеринках привела к
тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными
«живьём» «сетами» (программой выступления), в которых искусно
микшировались ритмы и басовые партии, снятые с композиций в стилях
диско и фанк, поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо
любительское занятие, и в тот период (1974—1978 гг.) никаких студий и
официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.
Ситуация меняется кардинальным образом, когда в
начале осени 1979 года в США выходит сингл «Rapper’s Delight» в
исполнении The Sugarhill Gang и производит сенсацию на американском
рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа несмотря
на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают
славу первенства; однако именно благодаря этой 11-минутной композиции
американская публика и СМИ узнали о таком явлении, как хип-хоп, правда,
несмотря на популярность песни (сингл разошёлся тиражом 8 мил. экз.),
большинство сходилось во мнении, что это была музыкальная шутка, из
которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа,
собранная почти случайно за день до записи. Ритм (классическое диско) и
партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита Chic «Good Times»,
поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств
композиции является то, что уже в этом первом рэпе 1979 года были даны
типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали
бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие.
В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник
сильный интерес к европейской электронной поп-музыке, - в первую
очередь, к Kraftwerk и Гэри Ньюману, широко сэмплировавшимся, -
технологические находки которых, вкупе с развившимся «брейкбитом» -
ломаным, совершенно новым ритмом, - способствовали отрыву хип-хопа от
ритмической зависимости диско и фанка. Брейкбитовый ритм в сочетании с
более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на
новый уровень. Новаторами раннего хип-хопа были Кёртис Блоу, Африка
Бамбата, Грандмастер Флэш и Whodini, - именно их записи 1980-84 гг.
(относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для
становления жанра. Музыкальный журнал Rolling Stone назвал самой
влиятельной композицией в истории хип-хопа «The Message» Грандмастера
Флэша (1982).
Эстафету новаторства подхватили коллективы Run
DMC, Mantronix, Beastie Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои
открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix
же получили признание своей революционной техникой микширования, а
Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и стали первым белым
рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Рэп-композиции
записывали и панк-команды, например, The Clash (их сингл «The
Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских
радиостанциях Нью-Йорка), Blondie (их сингл «The Rapture» возглавил
американский хит-парад в 1982 г.).
К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала
ориентироваться исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее
поколение рэпперов стало разрабатывать более серьезные темы, например,
социально-агрессивные тексты Public Enemy принесли им культовый статус
среди слушателей не только в негритянской среде. Усложнялась и
музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии
начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B.
& Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня
популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные
институты музыкальной индустрии, как Американская академия грамзаписи,
заведующая «Грэмми», и American Music Awards в 1988 году учредили
категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали MC
Hammer, Kris Kross и др., адресовавшие свою музыку более широкой
слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития
более бескопромисных жанров в хип-хопе.
Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает
стилистически и технологически модифицированный благодаря ему
ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»).
На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально
известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами,
приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт
негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия
становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre: он вводит в оборот
новый стиль джи-фанк, наиболее ярким представителем которого был его
протеже Снуп Догг. Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим
альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для
интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями -
ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они одними из первых хип-хоп
проектов приобрели широкую популярность за пределами США.
В середине 1990-х развернулось соперничество между
гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое
завершилось гибелью ярких представителей с каждой из сторон - Тупака
Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния
породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что
практически в течение всего 1997 года рэпперы оккупировали верхние
строчки хит-парадов США. Для этого периода характерна интенсивная
коммерциализация хип-хопа, что принято связывать с именем Паффа Дэдди -
рэппера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои
композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних
десятилетий. На исходе XX столетия известность приобрёл белый рэппер
Эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального
протеста.
В середине первого десятилетия 21-го века наиболее
востребованные хип-хоп-продюсеры - Скотт Сторч, The Neptunes, Тимбалэнд
- способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка. Исполнителей
хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в
большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.
В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в
самой престижной «наджанровой» номинации - «за лучший альбом» - была
присуждена рэп-артистам - дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и
в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют
продюсеры, от которых зависит вся индустрия.
Первые эксперименты с рэпом в России относятся к
1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр
Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную
программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде
магнитоальбома «Рэп».
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России
приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х
гг., когда началось увлечение брейкдансом. Первые русскоязычная группа
появились в 1989-х гг., её имя - Bad Balance. Это, без преувеличения,
легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить. Рынок
русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х
гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого
жанра, которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном
фестивале rap-music, организованным все тем же Bad B. Многие из них
сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России,
чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но
русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные
отступления. В настоящее время хип-хоп получил достаточно широкое
распространение среди молодёжи и продолжает развиваться.